#
Адрес:
г. Санкт-Петербург, площадь Победы, д.1,
Гостиница Пулковская, 6 этаж, оф. 6032
 

Противостояние чиновников и перевозчиков продолжается

Главная → Информация → Противостояние чиновников и перевозчиков продолжается

Противостояние чиновников и перевозчиков продолжается

Смольный, вместе с многими транспортными компаниями, ожидает очередного этапа обсуждений касательно реформы наземного общественного транспорта Санкт-Петербурга. Совсем недавно прошло собрание, на котором встретились вице-губернатор Эдуард Батанов и ряд представителей компаний-перевозчиков. Самой животрепещущей темой стал переход на контракт брутто. Правительство считает его наиболее подходящим на сегодняшний день вариантом . Большинство транспортных компаний, тем временем, продолжает требовать свои условия проведения реформы. В этот список входят: условия закупки автобусов, система оплаты, отказ от услуг кондукторов.

Основное изменение транспортной реформы предполагает поступление всех финансов, полученных за услуги перевозчиков, в бюджет. Выплаты компаниям будут проходить в расчете за каждый пройденный километр. Ранее сообщалось, что правительство учтет каждую графу расходов компаний, включая затраты на топливо, выплаты водителям, а также количество километров. Из полученных сумм будут вычтены субсидии за пассажиров, пользующихся льготами (компания получит компенсацию из бюджета), а также проездную плату, которая сыграет роль выручки, оставаясь внутри компаний (она рассчитывается правительством на основе прогнозов соотношения пассажиров с льготами и без них). Это значит, что все риски, связанные с наполненностью рейсов пассажирами, ложатся на бюджет, а не на перевозчиков. Пресс-центр Эдуарда Батанова отказался комментировать реформу, сообщая о готовности давать информацию исключительно в случае передачи ее в транспортный комитет, а не публицистические издания.

Краткая статистика:

  • В Санкт-Петербурге работает 17 компаний-перевозчиков.
  • Более 70% рынка принадлежит трем транспортным компаниям: ОАО «Третий парк», «ООО» Петербургская транспортная компания, ООО «Питеравто». Речь идет только о коммерческом направлении перевозок.

Благодаря реформе сеть маршрутов города обновится уже в следующем году. Самое значительное изменение заключается в ее сокращении почти на 50%. В результате, в городе будет работать всего 362 маршрута. Этого планируют добиться путем устранения дублирующих маршрутов (нередки ситуации, в которых маршрутки не дают автобусам забрать пассажиров, постоянно опережая их). Почти 70 маршрутов будут созданы с нуля, став уникальными. Сейчас для них невозможно точно спрогнозировать поток пассажиров и, следовательно, полученную выручку.

Все маршрутки будут переведены на регулируемые тарифы. Это даст возможность распространить льготы на весь петербургский транспорт общественного типа (свыше 160 миллионов поездок ежегодно, оплата за которые сейчас происходит по тарифам маршруток). Смольный запустит аукцион с 31 лотом маршрутов, общая стоимость которых достигает 10 миллиардов рублей. Компании-перевозчики предложат свои цены, а заказчик выберет тех, кто предложил наиболее лояльную цену.

В то же время, Василий Киселев, председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров» заявляет о недопустимости использовании аукционных методов в отрасли транспорта. По его словам, компании, получившие заказ, могут не справиться с объемом перевозок. Однако даже если это произойдет, транспортный комитет не возьмет на себя за это ответственность. Он также добавил, что аналогичная реформа в Москве потребовала 48 миллиардов рублей, которые были выплачены 8 транспортным компаниям. С ними заключали контракт на 5 лет. За это время им удалось обновить более тысячи транспортных средств.

Комитет по транспорту вправе потребовать от компаний, принимающих участие в торгах, определенных условий. Например, они должны будут закупить автобусы, выпущенные не ранее 2018 года (в Санкт-Петербурге) планируется заменить более 2,3 тысячи машин. Кроме этого, транспорт должен быть произведен на территории РФ, относиться к низкопольному, а также иметь в комплектации кондиционер. Эксперты сообщают, что примерная цена каждой единицы транспорта находится в пределах 12-15 миллионов рублей. В то же время, компании Петербурга «выдержат» только транспорт стоимостью не выше 8 миллионов. Такими автотранспортными средствами могут похвастаться ГАЗ, ЛиАЗ и СимАЗ. В ответ на выдвинутые требования звучит контрзаявление перевозчиков. Они просят разрешить закупки белорусских автобусов. Необходимость эксплуатации только отечественных авто признало даже УФАС. Этим ведомством была рассмотрена жалоба одного из претендентов на тендер. Согласно решению УФАС, это условие спорно, так как ограничения по стране, выпускающей транспортное средство, не предусматривается законом о контрактной системе.

Введение контрактов брутто будет неразрывно связано с синхронизацией сроков подписания договоров и сроками амортизации транспорта. По общим оценкам, вложения в обновление автобусного парка смогут уложиться в 21,4 миллиарда рублей. Однако есть риск невозврата 6,1 миллиарда рублей за 5 лет при 7-летнем термине амортизации. Эти расчеты проводили непосредственно транспортные компании. Также сообщается, что изменения в маршрутах города станут причиной увеличения пересадок. Теперь гражданам города придется по несколько раз садиться на маршруты. Существует некоторое опасение, что под эгидой брутто-контракта комитет по транспорту добьется введения агентских договоров на сбор оплаты и будет вычитать суммы, исходя из собственных норм и расчетов.

Эксперты в области автобусных перевозок поднимают вопрос отказа от кондукторов. Правда, они выступают далеко не в его поддержку. По их мнению, водитель не должен отвлекаться на прием оплаты пассажиров. Комитет по транспорту парирует это заявление статистикой, согласно которой 86% поездок оплачиваются с помощью электронных приборов. Чтобы успешно контролировать оплату проездных билетов, нужно привлечь большое количество сотрудников, однако перевозчики их не предоставляют.